БРОНЕЖОПЫ
Часть-1 Введение
Давно хотел начать эту тему, но все как-то не доходили руки. Но вот, наконец-то, собрался. Во-первых, что такое «бонежопы»? Начнем с того, почему именно «бронежопы». Были варианты: «бронезады», «бронепопы», «бронетухесы», наконец, но все это не совсем то. Откуда взылась сама идея? На форуме tr.ru есть аналогичная тема «бронеморды», посвященная проблемам московских троллейбусов, связанным с переделкой троллейбусов в ходе ремонтов, после которых они становятся похожи на черт знает, что. Если в Москве в ходе таких «улучшений» страдают в первую очередь морды, то у нас почему-то больше не везло, да и не везет сейчас кормовой части троллейбусов, а попросту – жопам.
Вот два примера таких «бронежоп»:
К счастью, сейчас такие проблемы у ЗИУ отошла в прошлое, надеюсь, навсегда. Часть покалеченных таким образом машин была списана еще в 90-х, те, кто пережил лихие времена были приведены в нормальный вид. Дальше я расскажу, с чего все это началось, и как развивалось.
В наше же время болезнь «бронежоп» поразила ЮМЗ. Вот список машин, попавших под переделку: 2010, 2017, 2020, 2023, 2026 (в процессе), 2030 (в процессе), 1002, 1003.
Предпосылки появления этой проблемы стали проявляться, как это не странно, на трамваях еще в конце 80-х. Почему странно? Да, потому что в дальнейшем эта проблема не очень то и сильно затронула трамваи. Ну, разве что, у 4031 и 3149 в году 1998-1999 было заделано фанерой по одному окну.
Так вот, первым шагом в этом направлении стали заваренные жестянкой нижние окна дверей, наверное задрались вставлять стекла.
Вскоре практически у всех трамваев исчезли нижние окна на дверях. И так продолжалось до 2001 года, когда появился первый модернизированный вагон 4082, у которого в дверях были все стекла!
И еще, кустарным образом у трамваев пределывали заднее окно. Причем, в депо-1 и депо-2 это выглядело так:
А в депо-3 ставили задние окна, доставшиеся понаследству от КТМ-2.
Впервые с проблемой «бронежоп» у троллейбусов я столкнулся, когда в ОРЗЭТе ремонтировали луцкие троллейбусы, у которых задние окна были переделаны следующим образом:
Очевидно вместо стандартных окон вставили окна с перегородки кабины водителя, а оставшееся место заварили жестью. Тогда мне это казалось дикостью, что на самом деле таковой и являлось. Позднее подобные произведения искусства я наблюдал и троллейбусов из Кривого Рога, которые тоже ремонтировались в ОРЗЭТе. Но, самое интересное, что нечто подобное я наблюдал на машинах не только из, не в обиду будет сказано, провинциальных городов, но и на машинах из столицы нашей, некогда великой, Родиы Москве. Так что в этом плане Одесса была круче Москвы – у нас подобные вещи не встречались до 1992 года.
Если не ошибаюсь, то в Донецке «бронежопы» выглядыт таким образом:
Просто, как и на наших ЮМЗ, там поставили вместо двух задних одно боковое окно.
БРОНЕЖОПЫ
Часть-3 Начало
Впрочем, вскоре кризис коснулся и нас – 12 октября 1992 года (почти 20 лет тому назад, хоть отмечай эту дату) в депо-1 был переделан зад у 716(712). Вскоре за ним последовали: 736, 741, 744, 773, 796, 803, 851. Вот как это выглядело:
Часть троллейбусов проходила в таком виде до списания: 716, 736, 741, 744, 796. А часть была восстановлена в оригинальном виде: 773, 803, 851. К счастью, на этом история «бронежоп» в депо-1 закончилась – здесь больше задние окна не переделывались. Исключение – 719, у него заварили задние окна, когда его переделали в техпомощь.
Зато в депо-2 идея пришлась ко двору и расцвела буйным цветом, в самых различных вариантах. О них то и поговорим далее.
БРОНЕЖОПЫ
Часть-3 Расцвет
Грехопадение депо-2 началось 16 марта 1993 года, когда был переделан зад у 554, а через три дня у 563. В отличии от депо-1 заваривалась не вся поверхность, а жесть вместо части стекла вставлялась в резиновый уплотнитель.
Всего таким образом были переделаны окна у следующих троллейбусов: 554, 563, 578, 548, 581, 589, 595, 600, 608, 647, 656. Многие из них подверглись дальнейшим переделкам, а некоторые, как 595 были приведены в нормальный вид. Те, которые дожили до наших дней тоже были восстановлены, например 608.
Встречался и такой вариант:
Это были: 615, 606, 659 и 2030. Первым из них был переделан 606 – 3 февраля 1994. 2030 был переделан 26 июля 1994 года, у него было разбито стекло и чтоб оно не развалилось на осколки его с обеих сторон стянули стеклотекстолитом. Так что это была своего рода имитация переделки, но она дожила до наших дней и от нее избавились только в ходе текущего ремонта, который еще пока не окончен.
Забавным образом переделали окна у 586 и 599 (первым был 586 – 20 октября 1994):
И второе окно у 606 (18 октября 1994):
Я, к сожалению, так и не смог опознать, откуда было взято маленькое стекло, которое вставлялось в латку.
БРОНЕЖОПЫ
Часть-4 Тотальный кризис
Впрочем єто был еще не предел. Єксперименты продолжались и в итоге все свелось к банальному заделыванию окон. Сначала заделывали по одному окну:
Таким образом были переделаны: 578, 470, 2005, 609, 611, 620, 622, 625, 629, 642, 647, 649, 653, 2006. Первым был переделан 647 – 2 февраля 1994.
Таким образом были переделаны: 603, 615, 640, 564, 651, 658, 667, 669, 674, 679, 680, 690, 691, 625, 2005, 2016. Первым был переделан 2016 – 18 октября 1994.
В итоге все свелось к заделке сразу двух окон:
Таким образом были переделаны: 549, 564, 578, 581,582, 583, 596, 625, 555, 691, 693, 631, 692, 600,607, 609, 612, 611, 683, 639, 640, 645, 649, 656, 658, 587(550), 2003. Первый 693 – 20 января 1995.
Здесь нужно собо отметить один троллейбус – 526. Он – это вообще отдельная история, но сейчас о другом. Он где-то в 1989 году был переделан в передвижную столовую или диспетчерскую и в середине 90-х базировался на Архитекторской. Я там практически не бывал, поэтому видел его редко, но пару раз он мне все же попался на глаза по дороге в депо, так вот у него тоже были заделаны задние окна по такой схеме.
Причем некоторые из них, например, 600, 581 имели вид:
Встречались и такие варианты:
Это были: 548, 589, 608.
И такие, как 563:
И такие, как 659:
Троллейбус 633 пережил целый ряд метаморфоз:
Ну и, дошедший до наших дней, не так давно порезанный 719: